- ПОДШИПНИК
ПОДШИПНИК — опорная деталь, снижающая трение в движущихся частях работающих машин, механизмов и приборов, обеспечивающая вращение или качание их валов и осей и воспринимающая радиальные, осевые и радиально-осевые нагрузки. Часть опоры, воспринимающая чисто осевые нагрузки, называется подпятником. По принципу работы (характеру относительного движения трущихся тел) различают две основные группы П. — скольжения и качения. П. скольжения работает в условиях сухого, жидкостного или смешанного трения вала, имеет разнообразные конструкции, в которых поверхность шейки вала скользит непосредственно по опорной поверхности (обычно разъёмной или неразъёмной втулке-вкладышу, установленной в корпусе машины и снабжённой заливкой из антифрикционного материала (см.)). П. качения являются стандартной массовой продукцией, выпускаемой промышленностью в широких диапазонах типов, размеров и точности. По форме стальных тел качения различают П. шариковые, роликовые (цилиндрические, конические или бочкообразные) и игольчатые (у них длина ролика более чем в 3 раза превышает диаметр и они напоминают иглу). Все эти тела качения расположены между внутренними
Подшипники качения а) шарикоподшипник; 6) роликоподшипник; в) двухрядный самоустанавливающийся роликоподшипник; г) конический роликоподшипник; д) игольчатый подшипник; е) упорный шарикоподшипник. Стрелками показано направление воспринимаемых подшипниками нагрузок и наружными стальными кольцами
П., Обычно шарики и ролики свободно заключены в металлическую обойму (сепаратор), которая служит для их разделения и введения смазки. Находят применение П. на воздушной подушке (см.) и магнитной подвеске (см.).
Большая политехническая энциклопедия. - М.: Мир и образование. Рязанцев В. Д.. 2011.